Новости

С 15 по 22 сентября 2024 года в Таганроге с успехом прошёл Международный театральный фестиваль «На родине Чехова».


... Из блокнота театрального обозревателя…

Заметка 1. (вступительная)
«Каждый идёт в театр, чтобы, глядя на мою пьесу, научиться чему-нибудь тотчас же, почерпнуть какую-нибудь пользу…»

А.П. Чехов

С 15 по 22 сентября 2024 года в Таганроге с успехом прошёл Международный театральный фестиваль «На родине Чехова». Этот фестиваль имеет славную историю. Организованный в 1980 году как «всероссийский», он принимал в Таганроге не только лучшие столичные театральные коллективы, но и театры со всей России. А в 1993 году получил статус «международного».

Душа фестиваля и идейный вдохновитель – художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Сергей Давыдович Герт.

Две главные цели:

· популяризация театрального искусства и творческого наследия А.П. Чехова посредством показа лучших спектаклей, созданных по произведениям чеховской драматургии, спектаклей о жизни, творчестве и общественной деятельности А.П. Чехова

· создание атмосферы театрального праздника, способного привлечь внимание средств массовой информации и широкой общественности к театральному искусству

Заметка 2. (основная)
«Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни…»

А.П. Чехов.

Семь театров из России и один из Казахстана показали своё искусство на сцене Таганрогского ордена «Знак Почёта» театра имени А.П. Чехова. Пять из восьми фестивальных спектаклей были поставлены по произведениям А.П. Чехова.
Хозяева фестиваля представили одну из своих последних премьер – «Каренины. Лабиринты памяти» Анны Фекета и Ольги Головковой. Этим спектаклем театр открыл и фестиваль, и свой 198-й театральный сезон.

Режиссёр-постановщик и хореограф – Анна Фекета. Действие происходит в наше время. В центре сценической версии – занятия психотерапевта с выросшим Серёжей Карениным. Его отец нашёл лучшего специалиста для склонного к суициду сына. Серёжа в своих воспоминаниях оказывается там, где его и быть не могло. Он становится то сторонним наблюдателем, то участником событий, которые описывает Лев Толстой в своём бессмертном романе. Спектакль концептуальный, продуманный до мелочей. Понять, прочувствовать все пласты и смыслы этого спектакля – настоящее наслаждение для зрителя.

Театр «Школа драматического искусства» (г. Москва) показал на фестивале спектакль по пьесе В. Розова «С вечера до полудня». Москва, конец 60-х... В дружной семье Жарковых есть негативное кодовое слово «всадники». Обозначает оно людей, пытающихся оседлать жизнь, существовать с комфортом за счёт других, быть выше всех. И вот эти «всадники» появляются! Поначалу казалось странным видеть имя советского классика Виктора Розова рядом с русскими классиками – Чеховым, Толстым, Островским. Но чем дальше от нас время, о котором писал В. Розов, тем ближе восприятие его произведений как истинно классических. У режиссёра Егора Равинского получилось найти подход к розовской пьесе, вытащить то, что волнует современного зрителя.

Рязанский государственный ордена «Знак Почёта» областной театр драмы показал на фестивале комедию А.Н. Островского «Доходное место». Открывается занавес, и мы видим замкнутое белыми стенами с трёх сторон пространство. На белом полу несколько белых кубов. Везде гжель: на элементах костюмов, над лампами огромной люстры – два плавающих гжелевых лебедя, с ухмылкой смотрящих друг на друга, на полу и на кубах гжелевые кошки, вытянутые вверх, с интересом и с той же ухмылкой наблюдают за происходящим. А вот после антракта сцену не узнать. Ни кулис, ни задника… Лишь чёрные голые стены с батареями парового отопления. Три белых стены разъехались по всей сцене и сиротливо глядят на нас своими изнанками. Кошки куда-то разбежались, а лебеди уже не смотрят друг на друга. Что это, если не предвестие краха, логического конца? Режиссёр-постановщик Арсений Кудря и художник-постановщик Геннадий Скоморохов представили зрителям пиршество выдумки и фантазии в художественном образе спектакля!

Областной русский драматический театр (г. Костанай, Казахстан) привёз спектакль «Руки у нас холодные» (режиссёр-постановщик Евгения Тикиджи-Хамбурьян).
В основе сюжета лежат несколько чеховских рассказов, объединённых единым сквозным действием – борьбой за право быть самим собой и быть принятым и понятым в любом возрасте, борьбой за любовь матери и к матери, борьбой за первую любовь.

Спектакль «Хамелеоны» (режиссёр-постановщик Александр Туманов) показал Театр «Созвездие-Йолдызлык» (г. Казань). Театр обратился к чеховским рассказам «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Драма» и «Дипломат». Спектакль, действие которого происходит на вокзале и привокзальной площади, получился совершенно удивительным по авторскому жанру, в котором органично существовали и буффонада, и клоунада, и фарс. В зрительном зале стоял несмолкаемый хохот!

А вот Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова (г. Тара) привёз спектакль «Кошмар» (режиссёр-постановщик Константин Рехтин), в который уместились два грустных рассказа Чехова – «Кошмар» и «Враги».
И зрители сердцем откликались на происходящее действие на сцене. Спектакль порадовал блистательными актёрскими работами и высокой постановочной культурой.

Мичуринский драматический театр показал спектакль «Безотцовщина» по ранней одноимённой пьесе Антона Павловича. Режиссёр-постановщик Юлия Беляева, сократив половину действующих лиц, перенесла действие пьесы в наши дни. В этом стильном жёстком концептуальном спектакле явно прослеживаются отзвуки вампиловской «Утиной охоты».

Спектакль по чеховской повести «Дуэль» представил Драматический театр имени Б. Лавренёва Черноморского Флота РФ (г. Севастополь). Режиссёр и автор идеи Анна Котова определила жанр спектакля как «бегство от себя». Великолепный спектакль, в финале которого главный герой, Лаевский, осознаёт, что от себя невозможно убежать, спасение надо искать в себе самом!
Заметка 3. (заключительная)
«Искусство даёт крылья и уносит далеко-далеко!».

А.П. Чехов

Имеющиеся технические возможности, накопленный фестивальный опыт и чётко определённые творческие задачи способствуют проведению Международного фестиваля «На родине А.П. Чехова» на высоком организационном и художественном уровне.
После выступления каждому театру был вручён почётный диплом участника и памятный знак фестиваля – фигурка птицы, олицетворяющей полёт в просторе фантазии. Каждому артисту и режиссёру дарили зонтик как символ защищённости от мирских невзгод. И конечно же, не обошлось без традиционного пирога с курагой, столь любимого Антоном Павловичем!!!

Вот такие заметки сделал Ваш покорный слуга Алексей Климашевский, театральный обозреватель всероссийского журнала «Театральный вестник» и почитатель театра.
Автор фото Сергей Плишенко
Made on
Tilda